Киновиевское кладбище
Баннер

Вход

Баннер
Обретение святых мощей епископа Митрофана Воронежского PDF Печать E-mail
25.04.2015 02:25

Занимаясь поиском документов, касающихся Воронежского Митрофанова монастыря, я работала в Российском Государственном Историческом Архиве.
Среди прочих мною изучены материалы об обретении мощей Святителя Митрофана, прославлении его имени, о преобразовании Воронежского Благовещенского Кафедрального Собора в Митрофанов монастырь в 1836г.

О самом Святителе Митрофане написано очень много. Я же хочу остановиться на некоторых фактах, кажущихся мне наиболее интересными.
За годы жизни Св.Митрофана, в миру-Михаила (1623-1703), на Российском Престоле сменились 5 царей: от первого из династии Романовых, Михаила Федоровича, до Петра Великого.
С двумя из правителей Св.Митрофан не только был знаком лично, но и много общался. С Федором Алексеевичем- в бытность свою настоятелем Унженского монастыря. Именно по желанию этого государя Св.Митрофан был посвящен в Епископа новообразованной Воронежской Кафедры. По смерти Федора Алексеевича Св.Митрофан лично совершал поминовение Государя в Москве.
А затем он участвовал в венчании на царство юных Государей Иоанна и Петра Алексеевичей. Петр I почитал Св.Митрофана своим духовным наставником, а когда Преосвященный скончался, царь лично участвовал в похоронах и «нес его тело на своих раменах», сказав, что «не осталось у меня такого святого старца, ему же буди вечная память» («Описание рукописей синодального собрания, ч.II,М.,1973, стр.6)
По прошествии ста с лишним лет после кончины Св.Митрофана Антоний, Епископ воронежский, неоднократно доносил Священному Синоду о случаях чудесного исцеления от молитвенных обращений болящих и страждущих к Св.Митрофану и о том, что паломников, едущих поклониться Св.Митрофану , такое множество, что в городе нет достаточного места для их размещения!
Однако, канонизировать Митрофана Священный Синод не спешил, о чем свидетельствует, например, секретное письмо Обер- Прокурора князя Петра Сергеевича Мещерского Епископу Воронежскому Антонию, в котором Преосвященному предписывается «употребить благоразумную осторожность» и не дать гражданам города Воронежа преждевременно утвердиться в святости сего пастяря. (РГИА, Ф.797, Оп.3, Дело № 10253. «Об особенном почитании, оказываемом гражданами города Воронежа к памяти покойного Епископа Митрофана и приписываемых ему «чудесных исцелениях.»)

 

 

После обретения мощей Св.Митрофана и его канонизации в 1832г. верующие со всей России устремились в Воронеж для поклонения. Многие монаршие особы бывали в этом городе и отдавали дань Святителю. Существует документ, который свидетельствует о посещении Воронежа в 1837г. Императрицей Александрой Федоровной и Великой Княжной Марией Николаевной и возложении ими покрывала и ковра у раки Св.Митрофана. (РГИА, Ф.796, Оп.118, Дело № 1031)
По случаю празднования в Воронеже 23 ноября 1903г. 200-летия со дня кончины Святителя Митрофана поток богомольцев был необычайный. 22 ноября поезда железной дороги, особенно с юга, были переполнены. «…со ст.Лиски уже не выдавали билетов, а допускали в вагоны столько, сколько там могло поместиться стоя.» (П.Никольский. «Описание юбилейных торжеств.» Воронежская Старина, 1904 г. В.4. Стр.11)
В день празднования 200-летия блаженной кончины Св.Митрофана, Епископа Воронежского, всея России Чудотворца, 23 ноября 1903г. Протоиерей В.П.Борисоглебский произнес следующие слова: «Нет сомнения, что с ним в один час, день и особенно в один год умерло очень много подобострастных ему людей разнаго чина, звания и состояния и в Воронеже, и в пределах его и особенно по всех России, но никто теперь не знает, кто и что они, и даже не интересуются узнать- и тако погибе их память! Не такова память праведных! Всепоглощающее время по отношению к ним как бы изменяет естества своего чин и оказывается безсильным совершить свое сокрушительное дело: память вечная- удел праведнаго и во веки он жив будет. Подтверждение сей истины мы видим и на торжественно славимом ныне Святителе Митрофане. Незнатного происхождения, безвестный сельский священник и затем настоятель малоизвестных и бедных Золотниковой пустыни и Козьмина монастыря Владимирской епархии, он, как «муж благоговейный и добродетельный», постепенно возвышается, делается епископом Воронежским и, как светильник, ставится на свещнице церковном и светит всем, иже в храмине суть (Мо. 5, 15).» (Воронежская Старина. 1904г. В.4., стр.35)
Поскольку моя работа велась, в основном, с документами Фонда Канцелярии Священного Синода, первые из которых датируются 1721г., прижизненных Митрофану письменных свидетельств обнаружено быть не могло. Однако, существует рукопись, заверенная самим Святителем Митрофаном- его Духовное Завещание, хранящееся в Государственном Историческом Музее в Москве. (ГИМ. №820/Син.669).

 

 

Известно, что было сделано несколько списков с этого документа. Один из них находится в Национальной Библиотеке Карелии.

 

 

Существует научное описание рукописи. Духовное Завещание издано в переложении на современный язык.

В своем завещании Св.Митрофан приводит слова мудрых мужей:
«Употреби труд, храни мерность - богат будеши,
Воздержано пий, мало яждь - здрав будеши,
Твори благо, бегай злаго - спасен будеши.
»

Эти наставления актуальны и сегодня для каждого из нас спустя более трехсот лет после кончины Святителя! И сегодня мы видим, что память о Святителе Митрофане не только не угасает, но и распространяется. Строятся новые храмы, и освящаются в его честь. Восстанавливаются разрушенные.
Своей праведной жизнью и нравственной добродетелью Св.Митрофан заслужит всенародную любовь и почитание. А о его заслугах перед Отечеством свидетельствует тот факт, что барельеф Св.Митрофана представлен на памятнике 1000-летия Руси в Великом Новгороде.

 


На фризе, среди 31-й фигуры просветителей, мы видим святого старца, образ которого увековечен благодарными потомками. Он стоит в одном ряду с такими, как Кирилл и Мефодий, христианские проповедники, Ольга, Равноапостольная Святая, Великая Княгиня Киевская, Максим Грек, крупный деятель русского просвещения, писатель, Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиева монастыря, Федор Ртищев, родоначальник русской благотворительности, и др.
Более всех других молитв Св.Мтрофан почитал молебны по усопшим. Поистине, человек жив, пока жива память о нем!
И еще я верю, что Святитель Митрофан не оставит без своего попечительства ни одно благое начинание!

Поликарпова Ольга